Развивающие игры Никитина

Развивающие игры Никитина



Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать его способности...


Не упустите самое благоприятное время

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница, — считают они, — раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда начнет читать и считать. Чего с этим торопиться? Придет время — научится всему».

В действительности это далеко не так. Малыши, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, очень легко. Да и научиться читать 3—4-летнему ребенку намного легче чем 6—7-летнему, и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.

А как ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова, через год уже легко составляет простые фразы. Но это относится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении (это можно наблюдать в домах ребенка, где дети видят только сверстников и мало взрослых), он начинает говорить не только на 2—3 года позже, но — главное! — усвоение родного языка идет у него с огромным трудом, очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становится хронически отстающим.


Как надо развивать творческие способности

Итак, первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития.

Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.


С какой игры начать?

Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игры подряд, попробовать поиграть самим, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка.

Нельзя брать для начала слишком трудные задания: они могут отпугнуть малыша и тогда сразу все усложнится. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. И первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и темперамент ребенка. И все-таки, если речь идет о малыше 1 — 3 лет, пожалуй, лучше начать с игры «Сложи узор». Тут можно дать и такие простые для нас, взрослых, задания, например: «Найти, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?»

После того как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру — «Рамки и вкладыши Монтессори», а затем постепенно вводить «Уникуб», «Сложи квадрат», «Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики», «КБ САМ». Этот порядок сугубо ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка и того интереса, который начнет появляться у малыша.


По воле «волн»

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель — успешное развитие малыша, рост его способностей — и помня, что игра должна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку много новых игр сразу. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в нужный
момент.

Например, игру «Сложи узор» малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на непреодолимые пока узоры. Не надо настаивать на продолжение игры. Ведь невозможно справиться за неделю со всеми заданиями, рассчитанными на несколько лет. Поэтому «забывайте» иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели две или три, или даже месяц. В это время может подняться «на волне» другая игра. Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь непреодолимые прежде узоры могут быть играючи преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое периодическое «остывание» детей к своему увлечению — явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

А можно ли в один день играть подряд в две или три развивающие игры? Конечно, можно, но только чтобы минимум две из них были уже малышу хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать всегда. Не следует ставить только такую цель: «Играть 10 минут» или «Играть 5 минут». Такая установка может убить все живое. Игра превратится в 5—10-минутную «отсидку». Пусть ребенок играет сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принес «Уникуб» через 5 минут, сложив только одно задание У-35, или просидит над сложной двусторонней шахматной доской У-50 целый час. Зато он закончит дело: сложит то задание, которое давно собирался сделать.

Когда в ходу несколько игр (2—3), то лучше, если они различны по своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.


Метод «ледокола», или шаг назад — два шага вперед

Уже говорилось, что начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел.

Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому.

Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад, и опять все сначала.

Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод «ледокола» не помогает, если в лед вмерз целый айсберг? Как быть? Нужно «обойти» этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, еще выход из трудного положения — оставить эту игру до нового увлечения.

Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и через месяц-другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

Все эти методы «разбивания льдов» ребенок может не осознавать, но интуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.


С помощью сказки и без нее

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд — получится «автобус» или «самолет» и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним. Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол, покажете узор-задание СУ-А1 («дорожка») и скажете:

— Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этой картинке.

А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потом рисунки.

— Посмотри-ка, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком? — говорит отец, показывая первый узор СУ-А1. — Сможешь сделать точно такую же из кубиков?

И если малыш умеет находить желтые грани на кубиках, то «дорожка» у него получается легко. Можно даже «пройти» по дорожке двумя пальцами: «Топ-топ».

— А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом. Какого цвета станут дорожки? — спрашивает отец, доставая узор с белой дорожкой.

— Они станут белыми! — радуется сын.

— По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на...

— Санках, — добавляет малыш. — Давай тогда сделаем ее подлиннее!

Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра больше заинтересует ребенка.

В описаниях игр приводятся примеры подобного образного «оживления» разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества взрослых и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многим узорам- заданиям дали «имена», и это, конечно, намного понятнее и приятнее для ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. Играя с детьми, и мы говорим: «фонарик», «лодочка», «конфетка» и т. п., тогда узоры-задания «оживают» в воображении ребенка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читать сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие.

В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры происходит закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры добиться чего-то, сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем не сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких сопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. И тогда одно только ваше замечание вроде: «Ну и трудная задачка сейчас попалась!» — сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой «трудной задачкой», а потом сказать папе с гордостью: «Ты говорил тру-удная, а я сделал!»



А теперь правила все вместе и коротко (вместо памятки).

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.


Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.


Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.


Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.


Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.


Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.


Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.


В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.


Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц—два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.


Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.


Для самых маленьких (1,5—3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.


Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому — побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.


Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.


Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.


Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6—7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по- рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.
и т. д. — это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще Увлекательнее.


Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры"
+5




Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив