Игрушечный жадина

Игрушечный жадина



«Мама, купи-и-и! Купи, мамочка!» Каждый из нас неоднократно был свидетелем такой сцены в магазине игрушек. Дети тоже люди. Одни способны с первого взгляда влюбиться в симпатичную куклу-модницу, в милого пушистого зайку или красивую машинку, другие могут, как ответственные главы кукольных империй, стремиться обеспечить своих игрушечных подданных друзьями и обновами, третьи хотят во что бы то ни стало получить популярную игрушку, чтобы не чувствовать себя хуже сверстников. А кто-то способен просто воспользоваться подходящим моментом и настроением взрослого или манипулировать не самыми сообразительными или безотказными из них. В общем, дети бывают разные и способны они на многое. Отказать или все-таки разменять содержимое своего кошелька на счастливые улыбки, конечно же, решать вам. Но иногда не мешает задуматься, почему ребенок так настаивает на очередной покупке. Особенно должно настораживать, когда ребенок просит все, что попадается ему на глаза без всякой системы и логики. Такие дети, имея дома целую гору игрушек, постоянно просят родителей купить все новые и новые, но, получив желаемое, всего за пару дней, а то и часов полностью утрачивают интерес к приобретению и снова начинают канючить и капризничать.

Родители-формалисты, ценящие в детях прежде всего внешнее послушание, часто начинают использовать эту неутолимую жажду приобретений в своих целях: сделаешь – куплю, иначе и не надейся. Этот метод дрессировки при непременном выполнении взрослыми обещаний обычно работает долго и безотказно. Такие родители даже не задумываются, что используя почти наркотическую зависимость ребенка от новых вещей, они делают его послушным орудием не только в своих руках, но и в руках каждого, кто пообещает ему желаемое.

Родители же склонные видеть в своем чаде кладезь пороков, которые надо изжить любой ценой, в подобной ситуации чаще всего обвиняют ребенка в жадности, мол, глаза завидущие, руки загребущие, а толку никакого. Они дают стойкий строгий отпор неуместным на их взгляд просьбам или просто их игнорируют. Но те быстро переходят в требования и магазинные истерики, а потом и непонятное и ужасающее родителей воровство. Причем, ребенок ворует новые игрушки везде, где их видит – в садике, в школе, в гостях, в магазине. Кстати, у непоследовательных родителей-шантажистов обычно дело заканчивается тем же самым.

Состоятельные амбициозные родители, склонные идеализировать своего малыша, обвиняют во всем производителей игрушек, мол, они не могут предложить ничего интересного и начинают покупать своему «гению» все более дорогие и замысловатые штуковины, но результат остается прежним. Тщетные попытки занять чадушко длятся до появления у него усов, бороды, седины и далее насколько хватит родительского кошелька и здоровья. Игрушки становятся все более взрослыми и дорогими, а проку нет. Таким родителям даже в голову не придет, что с игрушками-то полный порядок, а вот ребенку нужна помощь.

Патологическая игрушечная жадность имеет вполне разумное объяснение и, при отсутствии физиологических причин, с ней можно и нужно бороться. Дело в том, что игрушечный жадина просто не умеет играть. Вы спросите, как такое вообще может быть, ведь кажется, что дети рождаются с этим умением. Однако это не так. Играя в игрушки, ребенок не отдыхает, не валяет дурака, а занимается очень важным и ответственным делом – он повторяет знания, полученные им об окружающем мире, стараясь лучше во всем разобраться. Предметы помогают ему сконцентрироваться. Но иногда ребенку не хватает знаний, чтобы манипулировать игрушкой и придумывать для нее и для себя сюжетные игры. Он просто смотрит на нее – какие глазки, ушки, какова она наощупь, что у нее двигается, а что нет, что внутри и как далеко ее можно швырнуть. На этом все и заканчивается. Ребенок просто не знает, что делать с игрушкой дальше, она для него теперь просто знакомый предмет, от которого уже ничего интересного не отковырнуть, и неутоленная жажда познания перенаправляется на новый объект. В принципе и дальнейшая судьба изученных игрушек его не интересует. У игрушек такого ребенка обычно нет имен, привычек и друзей-игрушек, нет историй про них, зато много поломок и увечий. Изучая игрушки только механически, ребенок разбирает их на части, смотрит, чем они набиты, грызет, кидает – делает все, что делают совсем маленькие дети. И не спешите считать это чертой характера или инженерным складом мышления. Даже конструктор с тысячей деталей для таких детей игрушка на час. Посмотрите на мир глазами игрушечного жадины. Там где для других детей целый зоопарк или сказочное королевство, для него всего лишь груда уже бесполезных и скучных вещей – таких же как стол, стул, обои. Поняв это, не пугайтесь, не ругайтесь, а пожалейте своего ребенка и помогите ему.

Неумение играть может быть результатом многих причин. В самых крайних своих проявлениях оно свойственно детям с тяжелыми нарушениями умственного развития. Но если ваш ребенок ничем кроме игрушечной жадности не страдает, то причина – в поведении окружающих его взрослых.

Пока малыш в пеленках, физическая забота о нем объективно важнее всего остального. К сожалению, есть родители, для которых все так и остается, сколько бы их ребенку лет ни исполнилось. Они включают ему телевизор, дают игрушки, выводят на прогулку, кормят, одевают, убирают за ним, отводят, куда нужно, но ничего не объясняют и не интересуются тем, что ребенок понял из того, что услышал или увидел. Любуясь румяными щечками, они не замечают, что их ребенок продолжает изучать мир методами младенца. Такие дети не играют с другими детьми, а отнимают у них то, что можно разобрать и поизучать или изучают и их самих, как вещи, стремясь стукнуть, ущипнуть, пощупать. При этом изучающий равнодушен к эмоциональной реакции объекта, он просто наблюдает, что будет, если сделать то-то. Он без какой-либо цели ломает и бросает ветки, камни, песок, рвет цветы, мучает животных, тянет все в рот. При этом он не может объяснить, зачем он все это делает. И он не скажет, что кормил куклу супом из листиков или что эта палка – его меч или бластер. Все его занятия напрочь лишены сюжетности. Он не играет, а просто собирает огромную базу данных, которую даже не в состоянии проанализировать. Ведь чтобы анализировать, нужно научиться думать. А для этого в свою очередь нужно хотя бы внутри себя играть в сюжетные игры. С чем собственно и проблема.

Эта беда часто случается с детьми, отданными под присмотр няни или других взрослых, всегда занятых только своими делами и разговорами, не стремящимися установить с ребенком контакт и попросту его игнорирующих. Иногда такое бывает даже в детском саду у плохой воспитательницы, не контролирующей успехи своих подопечных, или у матери-домохозяйки, смотрящей целый день сериалы, а на прогулке без остановки болтающей с соседками или подругами по мобильнику. Даже рождение младшего братика или сестрички, полностью завладевшего вниманием родителей и отнимающего у них все силы, пришедшееся как раз на период, когда старшему важно общение может создать игрушечного жадину. В этой ситуации проблему выявить еще сложнее, поскольку бесконечное требование новых игрушек, плохое поведение и грубое обращение с малышом родители склонны объяснять очевидной ревностью старшего. Поэтому если ваш ребенок ведет себя, как игрушечный жадина, задумайтесь, как такое получилось и лучше обеспечьте его эмоциональные и познавательные нужды. Не пожалейте времени и научите вашего ребенка играть и общаться, чтобы потом не удивляться, почему ребенок не в состоянии понять несопровождаемых наглядным материалом объяснений учительницы, выразить свое мнение или написать сочинение на тему. Игрушечный жадина на самом деле не глупый, а просто не получивший помощи взрослых, необходимой ему для полноценного развития. Он очень хочет развиваться, но идет неправильным путем, как бы топчась на одном месте. Ведь именно жажда знаний побуждает его требовать все новые игрушки и даже ломать их.

Но если ваш ребенок и впрямь игрушечный жадина – не ждите, что вы покажете, как надо, и он тут же с восторгом начнет играть. Время упущено, выработались привычки и стереотипы мышления и поступков. Но чтобы понять, насколько все плохо, попытайтесь пойти сначала легким путем. Расскажите малышу о вашем детстве и своих любимых игрушках, рассмотрите вместе его игрушки, скажите, что вы о них думаете, какими они вам кажутся. Спросите, что думает он. Вспомните вместе ситуации из жизни, сказки, мультики, где игрушка могла бы сыграть роль. Например, если есть игрушечная собачка, то напомните о живой соседской собаке, сравните их, разыграйте их воображаемую встречу. Начните сами играть в присутствии ребенка. Может статься, вам повезет, и ребенок с охотой включится в процесс или просто с интересом будет наблюдать за вами, что уже хорошо. Тогда все поправить смогут пара месяцев регулярных совместных игр и занятий. Постарайтесь сначала не отказывать и даже инициировать их, но постепенно и как бы с неохотой уступите ведущую роль, а потом и замените себя его сверстником или ребенком чуть старше. Обсуждайте вместе сюжеты мультфильмов и детских передач, играйте в игры по их мотивам, купите домашний кукольный театр, чтобы разыгрывать сценки и сообщать домашние новости, обустройте вместе кукольный домик, крепость или целую планету. Проявите уважение и интерес к этому кусочку фантазии посреди повседневной реальности, не требуйте каждый раз после игры наводить порядок, а потом начинать все сначала. Главное, с удовольствием играйте сами и не бросайте занятие, даже если ребенок его игнорирует. Если вам не интересно, то вы не сможете заинтересовать малыша.

Если вы уже слишком далеки от своего детства и вам при виде игрушек ничего не приходит в голову, то приобретите развлекательные сюжетные настольные игры, у них есть правила и цель, с ними вам будет проще настроиться на нужный лад и установить эмоциональный контакт. Будьте веселы, добры, искренни, и ваш ребенок успешно перейдет на следующий этап знакомства с окружающим миром, перестав быть игрушечным жадиной. Тогда он заново откроет для себя все свои игрушки и оценит их по достоинству. Это не значит, что он совсем не будет хотеть новых подарков, но его нужды станут обоснованными и им самим контролируемыми.

Но такой быстрой победы может и не получиться. Очень вероятно, что ребенок, испытывающий дефицит внимания, общения и совместных игр, уже привык обходиться без всего этого и как бы ушел в себя. Он может просто проигнорировать ваши попытки играть с ним или даже ответить беспричинной грубостью и агрессией. Если вас это шокирует, то обратитесь к грамотному психотерапевту, и он сделает всю сложную работу за вас. Иначе начните медленную осаду «крепости». Если ребенок убегает от разговоров или отключается и не слушает, то больше гуляйте вдвоем по новым местам и рассказывайте ему о том, что он видит, задавайте вопросы. Переведите новизну из материальной плоскости в другие и временно не водите его в магазины игрушек и места, где он может поживиться вещами без разрешения. Не давайте ему скучать без новых вещей. Покажите ребенку, что игрушки можно не только купить, но и сделать самому. Играйте сами в его игрушки, вызовите у ребенка ревность к ним, сделайте так, чтобы он взглянул на них другими глазами. Играйте всей семьей в настольные и подвижные игры с правилами. Это сделает ребенка более эмоциональным и общительным. Покажите, что процесс может радовать не меньше, чем вещь. Со временем внимание ребенка вернется к уже имеющимся игрушкам, а ваш монолог превратится в диалог. На это могут уйти месяцы, но в результате вы победите. Главное не поддаваться раздражению, унынию или усталости и действовать последовательно, целенаправленно и терпеливо.

Существенную помощь окажет вам и соблюдение особенной диеты. Как ни странно это прозвучит, но для развития фантазии и воображения очень полезно есть сладости. Поэтому все нормальные дети их так и любят. Давайте малышу конфеты, мороженое, пирожные, поите сладким чаем и его воображение начнет работать и развиваться. Отнеситесь к этому не как к баловству, а как к лекарству. Давайте меньше острого и совсем исключите пищу, содержащую глютаматы и другие усилители вкуса, угнетающие умственную деятельность. Все это поможет вам быстрее достигнуть желаемого.

Что будет, если не решать проблему игрушечной жадности? Разумеется, ее может кто-то другой решить вместо вас, но сама она не пройдет, а только перейдет в сильно запущенную хроническую форму. С ней можно прожить всю жизнь. Она превратит своего носителя в вечного охотника за новизной. Ему ничто не будет приносить удовольствия, кроме новых вещей или впечатлений. В школе он будет ужасно скучать, ведь весь год в портфеле одни и те же учебники, а в самой школе одни и те же классы, дети и учителя. Он продолжит требовать обновы и игрушки или начнет выпрашивать их или воровать, а потом прятать или даже выбрасывать. А во взрослой жизни он станет жадным до денег, но будет тратить последнее, чтобы получить то, что через день-два окажется в кладовке или на помойке, а если денег нет, то не задумываясь совершит неблаговидный поступок или даже преступление. Поэтому глядя на груду заброшенных игрушек в детской и слыша беспрерывное «купи-и-и!» не бойтесь взглянуть правде в глаза и постарайтесь все исправить, пока еще не поздно и маленький игрушечный жадина не превратился в большую проблему для себя и окружающих.

Автор статьи. Олеся Емельянова.
+8


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив