Детское закаливание, закаливание маленьких детей
Детское закаливание особенно важно для малышей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, диатезом или другими аллергическими заболеваниями). Детское закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды, увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. В процессе закаливания образуются и закрепляются условные рефлексы, которые способствуют формированию защитных реакций. Благодаря этому организм ребенка получает возможность приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре.
Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Ведь при правильном подходе закаливание повышает иммунитет и делает ребенка защищенным от простудных заболеваний. Главное – не злоупотреблять и не путать обычное закаливание с помощью воды, воздуха и солнца с моржеванием. Ведь превратив ребенка в «моржонка», родители вряд ли по-настоящему закалят его. Еще одним негативным эффектом моржевания может стать перемена в поведении ребенка: он станет либо очень беспокойным, либо, наоборот, пассивным. Снижается выработка ферментов, из-за чего может вздуться животик, начнется дисфункция кишечника. Моржеванием лучше заниматься подросткам, а младенцы вполне могут подождать.
Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон, они быстро растут и редко болеют. Закаливание можно начинать даже уже в первые дни после рождения. Правда, предварительно посоветовавшись с врачом. Если малыш здоров, можно проводить различные воздушные или водные процедуры с помощью душа и обтираний. Главное правило закаливания – постоянство процедур и постепенное увеличение их интенсивности. Если остановиться на одном и том же уровне нагрузки – например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить обливания редко, например, несколько раз в месяц, то эффекта от такого закаливания не будет. Следующий важный момент – закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого, разогретого ребенка. Ведь если малыш замерзнет, и у него станут холодными руки и ноги, вода, которой его обливают, покажется практически теплой, а результат такого «закаливания» может оказаться прямо противоположным. Самая трудная задача – установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ведь тогда она не эффективна, и не должна быть чрезмерно сильной, стрессовой, так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача – его усилить. Можно закалять малыша прямо в ванне. Пусть сначала согреется в теплой воде, а потом следует предложить ему поиграть: например, включить холодную воду, а он подставит пяточки и ладошки. И так не менее 3 раз. После последнего воздействия холода необходимо укутать ребенка в простыню и в одеяло, подержать его, не вытирая, а, промокая воду, потом одеть его в ночную одежду и положить в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодных процедур. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды. Когда ребенок привыкнет к обливанию ступней холодной водой, в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Нужно выбрать заснеженное место: снег должен быть чистый, при этом под снегом должна быть земля, а не бетон и не асфальтированная дорожка. Малыша нужно одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки. Сначала ему надо немного побегать, чтобы разогреться. Если малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда ему можно снимать валенки и вставать на снег, поначалу буквально на секунды. Потом быстро вытереть ноги от снега пеленкой и обуть, начиная с той ноги, которую он первой поставил на снег. Затем снова надо побегать в валенках. Продолжительность пробежки по снегу вначале очень короткая, потом можно увеличить. Эта процедура особенно понравится ребенку, если выполнять ее всей семьей 2 раза в неделю.
Закаливание — это тренировка защитных сил организма, которая приучает его лучше переносить холод, физические нагрузки и т. д. Закаленные дети в дальнейшем легче переносят изменение влажности, холод и жару, менее подвергаются простудным и другим заболеваниям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких, органов пищеварения и выделения, состав крови и обмен веществ, повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Средства закаливания просты и доступны. Важно лишь отбросить многие укоренившиеся предрассудки и не кутать детей, не бояться свежего воздуха; систематически, 4-5 раз в день проветривать комнату, а летом держать окна открытыми — ведь оконные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, необходимых для растущего организма. В помещении, где находится ребенок, категорически запрещается курить. Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед купанием — первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Для грудного ребенка температура воздуха как в комнате, так и на улице при воздушной ванне должна быть не ниже 22’. После соответствующих тренировок температура при воздушной ванне может быть 20 и 18’. Воздушные ванны необходимо проводить осторожно: продолжительность их вначале не должна превышать 2-3 мин. Постепенно время увеличивают и для детей до 6-месячного возраста доводят до 15 мин, а для детей 6-12 месяцев — до 20-25 мин. Процедуру можно повторять 2 раза в день. Ослабленным детям или не привыкшим к прохладному воздуху обнажать тело надо постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса и, наконец, оставлять малыша совсем раздетым. В летнее время воздушные ванны лучше проводить на открытом воздухе под навесом или в тени деревьев, где рассеянный солнечный свет богат ультрафиолетовыми лучами. Очень полезно закаливание водой. Делают это с помощью гигиенических ванн, умывания, обмывания стоп, а также обтираний и обливаний. К закаливанию водой приступают постепенно и осторожно. С 3-4-месячного возраста можно применять влажные обтирания. Прежде чем приступить к ним, необходимо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя полторы-две недели можно переходить к обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1 стакан воды 1 чайную ложку соли или столовую ложку морской соли. Делают обтирания обычно после утреннего сна ребенка. Продолжительность их 5-6 мин. Температура воды должна быть вначале 32-33', затем постепенно, с интервалом в 5-7 дней, температуру воды снижают на 1' и доводят ее до 30'. Гигиеническую ванну не следует делать горячей. Температура воды для детей до 6-месячного возраста должна быть 36,5-37,5', а для более старших детей — 36'. После такой ванны полезно облить ребенка водой, температура которой на 1-2' ниже температуры воды ванны. С течением времени температуру воды для обливания снижают еще на 2-3’. Начиная с 10-11-месячного возраста утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка надо умывать прохладной водой (температура которой не ниже 18-20'). Детям очень полезны прогулки. Приучать к холодному воздуху следует постепенно, начиная с «прогулок» в комнате с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе.
Закаливание и массаж. Закаливание надо стараться проводить так, чтобы оно вызывало у ребенка хорошее, радостное настроение. Процедура выполняется неправильно, если во время нее малыш беспокоен. Закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышенной возбудимости (раздражительность, нарушение сна, повышенная плаксивость и отказ от груди и др.). С конца 1-го месяца жизни ребенку полезно делать массаж, а со 2-го месяца — гимнастику, но предварительно надо обязательно показать ребенка врачу и согласовать с ним введение этой процедуры. Массаж проводят ежедневно, всегда в одно и то же время, через 30 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждый прием повторяют от 4 до 6 раз. Детям в возрасте от полутора до трех месяцев можно рекомендовать следующий комплекс упражнений, который состоит из приемов массажа (поглаживания) и активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук, массаж ног, выкладывание на живот, массаж спины, массаж живота, упражнения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку. При массаже поглаживающие движения рук должны быть легкими, плавными и направлены от периферии к центру. Например, массаж рук проводят от кисти ребенка к плечу по внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча; поглаживание ног — от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку снаружи и снизу и избегая резких движений в области коленного сустава. К возрасту 3-4 месяца уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей. Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие, поэтому в комплекс занятий постепенно вводят пассивные движения. Комплекс для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев включает массаж рук, отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, массаж ног (как и в предыдущем комплексе), поворот со спины на живот при поддержке за руку; массаж спины, отклонение головы назад при положении на животе на весу, массаж живота (тот же, что и в предыдущем комплексе), сгибание и разгибание рук. В комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев вводят в большом количестве как пассивные, так и активные движения. Они направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук. Ребенка часто выкладывают на живот на жесткую поверхность. Комплекс составляют такие упражнения: отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, массаж живота, «скользящие шаги», поворот со спины на живот при поддерживании за ноги, массаж спины, «парение» в положении на спине, сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, приподнимание верхней части тела из положения на спине. Детям в возрасте от 6 до 10 месяцев в комплекс занятий вводят более сложные упражнения. Большое внимание уделяют упражнениям, способствующим развитию ползания (упражнения для мышц туловища и ног, костносвязочного аппарата). Это, в свою очередь, подготавливает малыша к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия и искривления позвоночника. Упражнения включают охватывающие движения руками, «скользящие» шаги, массаж живота, поворот со спины на живот вправо (за ноги), массаж спины, присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, круговые движения руками, поворот со спины на живот влево, приподнимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки, ползание. Комплекс упражнений для детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев состоит в следующем: сгибание и разгибание рук, «скользящие» шаги, круговые движения руками с кольцами, поворот со спины на живот в ту и другую сторону, массаж спины, наклон туловища и выпрямление, массаж живота, поднятие выпрямленных ног до палочки или кольца, самостоятельное присаживание с фиксацией ног, повороты в стороны из положения лежа, напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого, приседание, поддерживая ребенка за руки. Комната, где занимаются с ребенком, должна быть хорошо проветрена, а температура в ней — не ниже 19-20'. Летом лучше проводить занятия на воздухе в тени при температуре 20-22'. Для гимнастики стол покрывают сложенным вчетверо байковым одеялом, а сверху клеенкой и пеленкой. Матери или отцу необходимо предварительно тщательно вымыть и согреть руки, снять кольца, часы — все то, что может поцарапать кожу ребенка. Массаж и гимнастику следует всегда проводить после воздушных ванн. Итак, ребенку исполнился год. Он подрос, уже самостоятельно ходит, умеет приседать и подниматься без опоры, лепечет и говорит 10-15 простых слов.
Правильная организация физического воспитания и закаливания – действенный фактор повышения неспецифической реактивности организма ребенка и сопротивляемости к инфекционным и в первую очередь острым респираторным заболеваниям, что в сочетании с рациональным питанием, созданием нормальных гигиенических условий способствует правильному развитию и воспитанию детей.
Автор: SportSchools.ru