Развитие познавательной активности дошкольников

Развитие познавательной активности дошкольников




К вопросу развития познавательной активности обращались многие исследователи и практики. Но вот пришла и моя очередь углубиться в изучение этой проблемы. А посему вашему вниманию мне бы хотелось представить опыт внедрения в образовательную, воспитательную и развивающую деятельность отдела такую форму развития познавательной активности дошкольников, как интерактивная экскурсия.

Мне кажется уместным начать своё повествование с некоторых теоретических моментов, на которые я опиралась при разработке экскурсионной программы и которые, в принципе, и подтолкнули к выбору именно такой формы, как экскурсия.

Во-первых. Что есть познавательная активность? Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в увлеченном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творческого начала. Также важной характеристикой познавательной активности является умение усваивать способы познания и использовать приобретённый опыт в дальнейшем.

Во-вторых, проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

В-третьих, познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Интерактивная экскурсия в Аничковом дворце
И в связи со всем только что озвученным, пришла в голову мысль, а не придумать ли что-нибудь эдакое в парадных залах Аничкова дворца? Ведь краеведчесекий материал Дворца настолько богат, что гостиные сами по себе, являются сильным стимулирующим фактором в развитии познавательной активности ребёнка. А если вплести в исторический контекст фантазийный элемент, то мы сможем получить новую сказку.

Так родился персонаж – Господин У, привидение которое в стародавние времена залетело во дворец, когда он пустовал. Господин У – абсолютно не стандартное привидение, всё дело в том, что совсем не нравится ему никого пугать. Он очень любит детей, его и прозвали Господин У, потому что видя детишек он говорил «Ути-пути, какой малыш». Но он стал и добрым другом дворцу. А потому является только самым дружным, добрым и воспитанным детям. Таким образом, в ходе экскурсии решаются и воспитательные задачи, ведь детям нужно выполнять задания командно, помогая друг другу. В тоже время закладываются основы музейной этики – бережное отношение к предметам, экспонируемым в музее.

А вот теперь пришло время рассказать о самой экскурсионной программе. Дело в том, что её успешность напрямую зависит от того, соответствуют ли задания возрастным особенностям ребёнка. Насколько полно учитываются уникальные для этого возраста особенности, настолько гармонично, продуктивно и качественно происходит и развитие познавательной активности.

Во-первых, восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Во-вторых, психическая деятельность детей обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Третьей особенностью дошкольного периода детства является слабость произвольного внимания. Произвольное внимание дошкольников требует так называемой близкой мотивации. Они не могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата. Однако значительно лучше в младшем подростковом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. И наконец, в дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит значительно успешней в игре, чем на формальных учебных занятиях. В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний, способов общения и действия.

Поэтому и наша экскурсия пробрела характер интерактивности. Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. А в нашем случае музейное пространство превращается в тотальное игровое пространство.

Уже на первых минутах экскурсии дети внезапно обнаруживают письмо от Господина У. Из письма дети узнают, что Привидение давно за ними наблюдает и вот уже почти готово с ребятками познакомиться! Но всё-таки хочет их испытать. А посему в каждой гостиной их будет ждать задание. Дети вооружаются фонариками. угощаются сладким подарком и отправляются в путешествие по тёмным гостиным. Дети постоянно ощущают незримое присутствие Привидения, потому что при верном выполнении того или иного задания в тёмной гостиной вдруг зажигается свет. Это Господин У как-то незаметно его включает. В каждой гостиной дети сталкиваются с новыми видами деятельности и активности. Экскурсия изобилует большим количеством игровых приёмов: ребусы, загадки, театр теней (излюбленная салонная игра на детских балах в царское время), разучивание бального танца, исследование пространства при помощи фонариков. Программу сопровождают световые эффекты, анимированная навигация и, разумеется, костюмированное привидение.

Таким образом, создавая обогащённую предметно-пространственную среду, включая элементы занимательности в мероприятие, вовлекая детей в выполнение творческих заданий, интегрируя разнообразные виды деятельности, придавая игровой ситуации проблемно-поисковый характер мы обеспечиваем формирование и поддержание познавательных интересов ребёнка.

Но, все задания выполнены, все испытания пройдены. Что же дальше?? Не стоит забывать, что мы погружаем ребёнка в сказку, в которую малыш верит безоговорочно. Поэтому пройдя все испытания, ребята находят-таки Господина У, притаившегося в тайной комнате библиотеки Аничкова дворца (скажу по секрету, это наш педагог по актёрскому мастерству, который также принимал участие в создании программы). Но и на этом путешествия по гостиным не заканчивается. Господин У знакомит ребят уже со своим старинными друзьями: Девочкой с шалью, мальчиком с уткой, лягушками и т.д. Так статичные скульптуры оживает для детей, становятся реальным персонажами со своей историей и судьбой. Но приходит время прощаться: Привидение улетает к себе в Тайную комнату, дети, приобретя нового друга, отправляются домой, а педагоги спешат заполнить диагностические карты и подвести результаты. Не буду вас утомлять статистическим данными, лишь скажу о том, что среди детей и родителей у нас не было ни одного отрицательного отзыва. А популярность этой программы наглядно демонстрирует, насколько интерактивные формы проведения экскурсий благоприятствуют развитию познавательной активности ребёнка.

Гиголо Светлана Станиславовна
+5




Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив