Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи





Развитие речи ребенка
Подборка пальчиковых игр






Речевые игры и упражнения:
стихотворно-игровой материал для детей 4-6 лет при изучении звуков и букв



Гласная сказка,-
Звуки все мои друзья, -
Маленькие гномы.
Им, конечно, знаю я,
Не сидится дома.
Не легко порой назвать
Звуки по порядку.
Хочешь все секреты знать?
Открывай тетрадку.

Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет - А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за
крылечком - О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню - Э».

Вот прошел не день, не два,
Голосок подрос едва.
Вдруг приходит
приглашенье:
У тигренка день рожденья.
- Что ему мне подарить?
Как его благодарить?
Песни-звуки я спою,
Нарисую, подарю.
Только как нарисовать,
Чтобы сразу их узнать?

Буква А - на доме крыша,
О - в стручке горох я вижу,
По ушам ты У узнаешь.
Ы - ты, что детей пугаешь?
Э - эй, буква, не дразнись,
Появляйся, не ленись!

Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ.
А теперь в корзинку, братцы,
Залезайте, не толкаться!
Стойте все в одном ряду,
Так я легче вас найду.
С голоском мы песню спели,
Оглянуться не успели,
Ночь спустилась на окно,
Спать пора давным-давно.

Вдруг раздался треск
и гром,
Посветлело, словно днем.
Чудный свет кругом
струится,
Но не греет, не дымится.
Удивился голосок:
«Что за чудо-огонек?»
Смотрит, а на половице
Появилась вдруг Жар-птица.
Перья золотом горят
И сверкают все подряд.
Птица села на корзинку
И тот час ее на спинку
Клювом острым поднимает
И в окошко улетает.

Ветер вслед ее завыл…
Песни голосок забыл.
Стал он ротик открывать,
Стал он звуки вспоминать.
(артикулирует)
АОУЫЭ - молчит,
Ничего не говорит.

Что же делать, как нам быть?
Как нам звуки возвратить?
Чтобы звуки нам спасти,
Нужно их произнести.
Кто сумеет, кто споет,
Звуки верно назовет?
Ты, дружок, глаза закрой,
По порядку песни спой!
Наших звуков ровно пять.
Сможешь их нарисовать?

Голосок повеселел,
Мой подарок уцелел.
У тебя теперь в руке
Звуки прячутся в клубке.
Не порвется нитка вдруг,
Если крикнуть можно звук.
Если долго звук кричит,
То и песенка звучит.
Песня напевается -
Гласной называется.

Вот уж видно над крылечком
Дым спускается колечком,
Дом на горке расписной,
Во дворе народ лесной
Говорит о новостях,
Как положено в гостях.
У тигренка лапы в тесте -
Торт печет он с мамой вместе,
Но подарки принимает,
Никого не забывает,
Голосок благодарит:
- Где подарок? - говорит.
- Слушай песенку мою,
Звуки я тебе спою.
Звуки прячутся в клубке,
Ты держи его в руке.
Если долго звук кричит,
То и пе. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.



«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.



«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.


Динамические упражнения для языка



«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».



«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.



«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.



«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.


Упражнения для губ

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.



«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.



«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.


Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу пальцы опираются на стол.



«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).

Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.



Чукомина Н.В.
Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка
Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.


Игры на развитие разговорной речи

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

сенка звучит.
Песня напевается -
Гласной называется.
Слушай, я спою тебе
А, О, У, А, У, Ы, Э.

Дети звуки все назвали,
Их тебе нарисовали.
Пусть теперь лесной народ
Эти песенки поет.
Тема занятия «Звук [и], буква и»
Крошка Тигр сказал:
«Спасибо,
Спел ты песенку красиво.
Только гласные твои
Загрустят без буквы и».

Гласный Ы тревожится,
Рассердилась рожица.
Там, где и встречается,
Ротик улыбается.

Тигр с Мышонком в мяч играли,
Им по полу ударяли.
Бросил Тигр, кричит: «Лови!»
Мяч подпрыгнул буквой и.

Написание буквы и. От Тигра: сверху вниз к полу, ударился мяч - поставить точку, из точки вправо вверх, под потолок, ударился мяч - поставить точку, вниз к Мышонку. Краткий алгоритм: от Тигра, под потолок, к Мышонку.

Постарался голосок,
Песню с И исполнить смог.
Ну и ты не отставай,
Эти буквы прочитай.
А теперь давай играть,
Ы на и в словах менять.
Звуки удивляются:
«Как же смысл меняется!»
Дима дерево пилил,
Миша веником пылил,
Диме нужно не забыть
Гвоздь для вешалки забить.
Размотал котенок нить,
Мишин братик начал ныть.
Во дворе стояли вилы,
Две вороны гнезда вили.
Ты дощечку отпили
Сделать ручку для пилы.
До чего тигренок мил,
Он вчера посуду мыл.

Звери звуками играют,
К именам их подбирают.
В слове гласные лови,
А поймаешь - назови.
Буквы-звуки в ряд построй,
По порядку их пропой.

Паук, ослик, аист, иволга, улитка, удод, утконос, эму, панда, волк, лиса, пингвин, лось, суслик, гусь, кабан, мишка, мышь, павлин, барсук.
А теперь, мой друг, молчок,
Приготовь свой кулачок.
Гласный и лови рукой,
Если в слове есть такой.
Логопед выделяет звук и голосом в словах, просит детей так же выделить его, пропеть слова, в которых услышан звук [и].
Ох! Беда! Пока играли,
Вещи в комнате пропали.
Этот дед -лесовичок
Их припрятал в сундучок.
Предлагается сравнить картинки, различающиеся количеством одних и тех же предметов.
Как предметы нам вернуть?
Мы подумали чуть-чуть.
Пропищал звучонок И:
«На картинку посмотри
И количество предметов
Вместе с словом измени».
Дети называют множественное число существительных, выделяя голосом последний гласный, например: пила - пилы, веник - веники, гриб - грибы, зонт - зонты, подушка - подушки. Для развития фонематического восприятия рекомендуется давать слова-«ловушки», например «окно - окна».
И и Ы нам пригодились,
Все подарки возвратились.

Буквы звуками запели.
Вот обрадовались звери!
Стали песни напевать
И Тигренка поздравлять.

А теперь без промедленья
Будем ставить ударенье.
А найти его, мой друг,
Помогает гласный звук.
Нам с тобой услышать важно,
Где же он поет протяжно:
В первом слоге, во втором,
Если слово позовем.

Плакса А грустит бедняжка:
Заблудился в слове чашка.
Не печалься, гласный наш,
Ударенье в слоге чаш.

О разохался немножко:
Он ударный в слове кошка.
«Скучно утром одному», -
Проворчал ударный У.
В слове тыква, мыло, мышь
Ы ударным ты услышь.

И еще запомни ясно:
Звук ударный - только
гласный.
В слове лыжи, например,
Не ударна буква л.
Невозможно отгадать,
Как согласный прочитать.
Кто расскажет нам с тобой,
Добрый братик или злой?

Всем ответить поспешу,
Букву рядом напишу.
Только гласный даст ответ,
Как читается сосед.

В гости Я зовет соседа,
Т согласный - непоседа,
Ходит в гости вечерком,
Угощается чайком.
Буква Я его встречает,
Пирогами угощает,
Разговор ведет шутя.
Этот слог читаем ТЯ.

Буква А к гостям сурова,
Прогоняет их из дома:
«Уходи-ка в домик свой!»
В слоге ТА согласный злой.

А теперь скорей ответь,
Как согласный должен петь?
Дети рисуют доброе или злое «лицо» у символов согласных звуков в квадратиках перед гласными буквами; определяют их характер, прочитав слоги.
Доставай карандаши,
Букву нужную пиши.

Здесь нужно записать, например, разговор животных и предметов буквами того цвета, который обозначает характер звуков в слогах. Разговор воды и барашка: «кап» - «бе»; разговор кошки и коровы: «мяу» - «му».

Вот однажды не от скуки
Стали спорить наши звуки.
Кто из них в словах важней,
Разберемся поскорей.
Если гласные убрать,
Слово трудно прочитать,
А согласных тронешь, вмиг
Превратится слово в крик.
Смысл теряется всегда -
Это главная беда.

Так что звуки по порядку
Будем мы ловить в тетрадку.
Чтобы легче было нам,
Их поселим по слогам.

Гласный в лодочке
с согласным
Обозначим синий с красным.
Гласный в слове находи
И к согласному веди.
Друг за другом точно в ряд
Слоги в слове состоят.
Поменяй-ка их местами,
Что случится со словами?

В мышеловку я ловлюсь,
Если в слове появлюсь.
Слоги в слове переставь,
На пруду меня оставь. (Мышка - камыш.)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

В лесной глуши люблю
я жить,
Похож на поросенка тенью,
Изменишь слово, сохранить
Смогу компоты и варенье. (Кабан - банка.)

Если буквы поменять,
Смысл меняется опять.
Ну-ка, кто из вас прочтет
Слово задом наперед?
Я к мышке подкрадусь.
Я по проволоке мчусь.

Сопеть умею я.
Спишь и видишь ты меня.

Можно буквы переставить,
Слово новое составить.

Могу поднять тяжелый груз,
Могу врагов отважно
встретить.
Изменишь слово - притаюсь,
Чтобы охотник не заметил. (Сила - лиса.)

Составляем предложенье
Из предмета и движенья.
Пусть подружатся сперва
В предложении слова.
Будут правильно звучать,
Что случилось сообщать.
Слово кот в тетради злится,
Но мышонок не боится.

- Кот и кот, а что потом?
Я давно знаком с котом.
Что же делает предмет?
Сообщите свой ответ.
Сообщаем: лает кот,
Роет он подземный ход,
Строит хатки у пруда,
Ест малину иногда,
Молоко из блюдца пьет,
Крошки хлебные клюет.

Наш мышонок рассмеялся:
Кот чудной в тетрадь
забрался.
Предложенья огорчились:
«Мы старались, мы учились,
Помоги скорее нам
Все расставить по местам».







скачать софт
Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница
Яндекс.Метрика