Научите ребёнка постоять за себя.
Совсем недавно ваш кроха смотрел на мир из-под козырька коляски, но прошло время, и вот малыш уже с интересом ковыряется в песочнице и отважно карабкается на горку. Первые игры в компании сверстников часто сопровождаются слезами – кто-то толкнул, отобрал игрушку, сломал куличик, не уступил качели – и вы торопитесь на помощь малышу. Но ведь вы будете рядом не всегда. Как научить ребенка постоять за себя?
Безусловно, желание родителей научить ребенка самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями вполне оправдано. Однако очень важно не перейти ту грань, за которой ребенок начинает воспринимать весь мир как жестокий и враждебный по отношению к нему, ведь такая позиция зачастую приводит к развитию фобий и различных форм отклоняющегося агрессивного поведения.
Для того чтобы избежать возможных негативных эффектов, родителям следует действовать аккуратно и последовательно.
1. Мир не без добрых людей
Первоочередная задача родителей в воспитании ребенка заключается в том, чтобы убедить его в справедливости и доброте окружающего мира. Ребенок должен знать, что его окружают хорошие, добрые люди, а зло, хоть и имеет место быть, но происходит редко и обычно побеждается добром.
2. За нечаянно - бьют отчаянно
Дайте понять малышу, что его могли задеть нечаянно, без злого умысла, превратите это в шутку, обыграйте ситуацию. Дети очень чутко воспринимают отношение к происходящему родителей. Если всякую мелкую несправедливость вы будете раздувать до вселенских масштабов, регулярно пересказывая всем домашним, как «обидели» вашего малыша – недолго и до формирования у него комплекса неполноценности или гипертрофированного самолюбия. Не заостряйте внимание на ситуации. Порой достаточно переключить внимание ребенка на что-то интересное, и инцидент будет исчерпан.
3. Без обид
Постарайтесь донести до своего ребенка, что обида – это естественное, но не конструктивное чувство. Подавайте ребенку личный пример отреагирования «обидных» ситуаций. Ведь человек, который постоянно обижается на других, отталкивает окружающих, и у него редко бывают настоящие друзья. Преодолевая чувство «обиды», ребенок учится конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в общении.
4. Надежный тыл
Обеспечьте своему ребенку удовлетворение потребности в безопасности. Малышу любого возраста важно быть уверенным в том, что в случае опасности, с которой он не сможет справиться самостоятельно, родители поддержат и защитят его. Ослабляйте степень своего участия в детских «разборках» постепенно и в строгом соответствии с психологической и физической готовностью к этому вашего ребенка. Не оставляйте его один на один с проблемой, поверьте, если малыш все еще прячется к вам «под крыло», значит, он еще не достаточно окреп для самостоятельного полета.
5. «А мы пойдем на север»
В случае с площадкой проблема решается просто – достаточно сменить место прогулок, а вот в случае возникновения трудностей в дошкольном коллективе или школьном классе, следует вначале поговорить с самим ребенком, с родителями других детей, с воспитателями и учителями. Принять эти меры действительно необходимо, поскольку переход в другой детский сад или школу может быть для ребенка не меньшим стрессом, чем постоянная «травля» в нынешнем учреждении.
6. Разум сильнее кулаков
Для того чтобы избежать повторения ситуации в новом детском саду или школе, родителям следует задуматься, не провоцирует ли что-то в поведении их ребенка такое отношение к нему. Безусловно, ребенок должен уметь давать сдачу, однако умение постоять за себя не сводится к умению махать кулаками.
Ребенок будет пользоваться авторитетом в любом коллективе, а при необходимости сможет дать отпор обидчику, если родители смогут привить ему навыки конструктивного общения с окружающими: научат доброжелательному отношению к другим ребятам, расскажут, как общаться без зависти, ехидства и обид, научат делиться и идти на компромисс.
7. Вера в себя
Помимо развития навыков общения и разрешения конфликтов чрезвычайно важно укреплять в ребенке уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Ведь дети очень тонко чувствуют, кто более слаб и не сможет дать отпор, и именно такие ребята становятся объектом насмешек. Ребенок, который уверен в себе не только реже становится «жертвой», но и проще переживает обиды, если они все-таки случаются.
8. Я не трус, но я боюсь
Важно помочь ребенку преодолеть страх перед обидчиками. Это проще всего сделать в игровой ситуации, смоделировав в игре возможные случаи, которые могут иметь место на площадке или в группе детского сада. Пусть, например, у маленького зайки мишка отнимет мячик. Пусть малыш заступится за слабого, встанет на его защиту. Постепенно показывайте ребенку возможности мирного разрешения конфликта, основанные на чувстве жалости или симпатии к обидчику.
9. Друг в беде не бросит
Помогите своему ребенку найти одного-двух верных товарищей. Поощряйте его желание знакомиться с другими ребятами, участвовать в совместных играх, ходить друг к другу в гости. Тот, у кого есть близкие друзья, не придает особого значения нападкам других детей.
10. Оружие – слово
Если ваш ребенок часто становится объектом едких шуток и «дразнилок», вместе с ним придумайте оригинальные ответы (вроде «обзываешь ты меня, переводишь на себя» из нашего детства). Совсем необязательно, чтобы малыш использовал эти ответы. Уже одного знания, что ему есть что сказать в ответ на обидную шутку, придаст ему уверенности в себе.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел постоять за себя, важно научить его доверять себе и окружающим людям, ставить себя на место обидчика и всегда использовать любую возможность решения конфликта не силовыми методами.