Научите ребёнка постоять за себя.

Научите ребёнка постоять за себя.



Совсем недавно ваш кроха смотрел на мир из-под козырька коляски, но прошло время, и вот малыш уже с интересом ковыряется в песочнице и отважно карабкается на горку. Первые игры в компании сверстников часто сопровождаются слезами – кто-то толкнул, отобрал игрушку, сломал куличик, не уступил качели – и вы торопитесь на помощь малышу. Но ведь вы будете рядом не всегда. Как научить ребенка постоять за себя?

Безусловно, желание родителей научить ребенка самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями вполне оправдано. Однако очень важно не перейти ту грань, за которой ребенок начинает воспринимать весь мир как жестокий и враждебный по отношению к нему, ведь такая позиция зачастую приводит к развитию фобий и различных форм отклоняющегося агрессивного поведения.

Для того чтобы избежать возможных негативных эффектов, родителям следует действовать аккуратно и последовательно.

1. Мир не без добрых людей

Первоочередная задача родителей в воспитании ребенка заключается в том, чтобы убедить его в справедливости и доброте окружающего мира. Ребенок должен знать, что его окружают хорошие, добрые люди, а зло, хоть и имеет место быть, но происходит редко и обычно побеждается добром.

2. За нечаянно - бьют отчаянно

Дайте понять малышу, что его могли задеть нечаянно, без злого умысла, превратите это в шутку, обыграйте ситуацию. Дети очень чутко воспринимают отношение к происходящему родителей. Если всякую мелкую несправедливость вы будете раздувать до вселенских масштабов, регулярно пересказывая всем домашним, как «обидели» вашего малыша – недолго и до формирования у него комплекса неполноценности или гипертрофированного самолюбия. Не заостряйте внимание на ситуации. Порой достаточно переключить внимание ребенка на что-то интересное, и инцидент будет исчерпан.

3. Без обид

Постарайтесь донести до своего ребенка, что обида – это естественное, но не конструктивное чувство. Подавайте ребенку личный пример отреагирования «обидных» ситуаций. Ведь человек, который постоянно обижается на других, отталкивает окружающих, и у него редко бывают настоящие друзья. Преодолевая чувство «обиды», ребенок учится конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в общении.

4. Надежный тыл

Обеспечьте своему ребенку удовлетворение потребности в безопасности. Малышу любого возраста важно быть уверенным в том, что в случае опасности, с которой он не сможет справиться самостоятельно, родители поддержат и защитят его. Ослабляйте степень своего участия в детских «разборках» постепенно и в строгом соответствии с психологической и физической готовностью к этому вашего ребенка. Не оставляйте его один на один с проблемой, поверьте, если малыш все еще прячется к вам «под крыло», значит, он еще не достаточно окреп для самостоятельного полета.

5. «А мы пойдем на север»

Бывает, что единственным выходом из сложившейся ситуации становится уход из травмирующего общества. Такое часто бывает, если ребенок «не вписался» в коллектив в детском садике или школе, если его постоянно задирают на детской площадке.

В случае с площадкой проблема решается просто – достаточно сменить место прогулок, а вот в случае возникновения трудностей в дошкольном коллективе или школьном классе, следует вначале поговорить с самим ребенком, с родителями других детей, с воспитателями и учителями. Принять эти меры действительно необходимо, поскольку переход в другой детский сад или школу может быть для ребенка не меньшим стрессом, чем постоянная «травля» в нынешнем учреждении.

6. Разум сильнее кулаков

Для того чтобы избежать повторения ситуации в новом детском саду или школе, родителям следует задуматься, не провоцирует ли что-то в поведении их ребенка такое отношение к нему. Безусловно, ребенок должен уметь давать сдачу, однако умение постоять за себя не сводится к умению махать кулаками.

Ребенок будет пользоваться авторитетом в любом коллективе, а при необходимости сможет дать отпор обидчику, если родители смогут привить ему навыки конструктивного общения с окружающими: научат доброжелательному отношению к другим ребятам, расскажут, как общаться без зависти, ехидства и обид, научат делиться и идти на компромисс.

7. Вера в себя

Помимо развития навыков общения и разрешения конфликтов чрезвычайно важно укреплять в ребенке уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Ведь дети очень тонко чувствуют, кто более слаб и не сможет дать отпор, и именно такие ребята становятся объектом насмешек. Ребенок, который уверен в себе не только реже становится «жертвой», но и проще переживает обиды, если они все-таки случаются.

8. Я не трус, но я боюсь

Важно помочь ребенку преодолеть страх перед обидчиками. Это проще всего сделать в игровой ситуации, смоделировав в игре возможные случаи, которые могут иметь место на площадке или в группе детского сада. Пусть, например, у маленького зайки мишка отнимет мячик. Пусть малыш заступится за слабого, встанет на его защиту. Постепенно показывайте ребенку возможности мирного разрешения конфликта, основанные на чувстве жалости или симпатии к обидчику.

9. Друг в беде не бросит

Помогите своему ребенку найти одного-двух верных товарищей. Поощряйте его желание знакомиться с другими ребятами, участвовать в совместных играх, ходить друг к другу в гости. Тот, у кого есть близкие друзья, не придает особого значения нападкам других детей.

10. Оружие – слово

Если ваш ребенок часто становится объектом едких шуток и «дразнилок», вместе с ним придумайте оригинальные ответы (вроде «обзываешь ты меня, переводишь на себя» из нашего детства). Совсем необязательно, чтобы малыш использовал эти ответы. Уже одного знания, что ему есть что сказать в ответ на обидную шутку, придаст ему уверенности в себе.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел постоять за себя, важно научить его доверять себе и окружающим людям, ставить себя на место обидчика и всегда использовать любую возможность решения конфликта не силовыми методами.
+32



Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив