Как научить детей макраме?

Как научить детей макраме?


Существует огромное количество разновидностей народного искусства. Все они обладают двумя особенностями. В отличие от многих других видов искусства, в народном творчестве конечный результат труда всегда имеет практическое приложение. Кроме того, используемые материалы дешевы и легко доступны. Материалами для народного творчества служат древесина, кора и прутья, глина и, конечно же, нить.

На основе нити придумано огромное количество рукодельных занятий, позволяющих создавать настоящие шедевры народного искусства. Вязание и вышивка, плетение кружева и, конечно, макраме. Макраме – это узелковое плетение, создание разнообразных композиций из ниток при помощи узлов.

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда на ближнем Востоке существовала и широко использовалась узелковая грамота. С течением времени, когда узелковая грамота сменилась письменностью и потеряла свою актуальность, простые и сложные узелки играли роль амулетов.

Считалось, что такой плетеный амулет оберегает своего обладателя от злых сил. В последствии такие амулеты стали постепенно входить в состав женских украшений и служили декоративными элементами в одежде. В России с узелковым плетением было связано множество профессий, большинство из которых являются ныне устаревшими.

В современном мире макраме выполняет скорее декоративную, нежели практическую функцию, и стало чрезвычайно популярным видом рукоделия. С его помощью можно изготовить одежду и предметы интерьера, а также разнообразные украшения. Популярность этого вида рукоделия во многом объясняется его дешевизной и доступностью при высокой декоративности готовых изделий. Стоимость исходного материала невелика, и для работы не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящего оборудования.

Для детского досуга и организации развивающих занятий макраме подходит идеально. Как правило, это занятие наиболее интересно для девочек, причем осваивать основы узелкового плетения можно уже с шести лет. Работа детей с нитью развивает пространственное воображение, особенно при создании объемных фигур и композиций. Завязывание множества узелков в процессе плетения тренирует пальцы рук и способствует развитию мелкой моторики. Важно, что при узелковом плетении задействованы одновременно две руки, поэтому их развитие происходит синхронно и равномерно.

Тренировка памяти неизбежна при запоминании, в какой последовательности какие узлы завязывать, а также при обучении разным способам плетения. В процессе создания узелковых композиций вырабатывается усидчивость и целеустремленность, развивается фантазия, реализуются творческие способности, приобретаются новые навыки. Все это помогает наиболее эффективно подготовить ребенка к школе и впоследствии облегчает адаптацию, поднимает успеваемость.

Как и другие виды народного искусства, макраме – процесс творческий. При этом все многообразие плетеных изделий основано всего на нескольких основных узлах и приемах плетения. Поэтому прежде, чем дать волю фантазии и проявить свои творческие способности, ребенку под руководством педагога необходимо овладеть основами.

Для ознакомления детей с узелковым плетением потребуются следующие инструменты и материалы: подушечка, английские булавки, веревка. Подушечка для макраме обязательно должна быть твердой. Ее можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно. Для этого небольшая деревянная доска обшивается толстым поролонам и плотной тканью. Подушечки для макраме бывают различных размеров, но для занятий с детьми подушечка длиной 40 и шириной 30 см вполне достаточна.

Английские булавки для занятия макраме с детьми должны быть довольно длинными (от 3 см), их головки должны быть крупными, разноцветными, выполненными из пластмассы. Веревка для занятий с детьми должна быть довольно толстой, сделанной из натуральных материалов, но ни в коем случае не шерстяная. На толстой веревке проще показывать узлы, а если ребенок ошибется, то развязать узел и исправить ошибку легче, по сравнению с тонкой нитью.

Для занятий с детьми подойдет хлопчатобумажная бельевая веревка, а также шпагат из натуральных волокон. Кроме того, для работы понадобятся ножницы, чтобы отрезать куски веревки необходимой длины и подрезать кончики у готового изделия, а также клей для фиксации краевых узелков по окончанию работы и мест, где веревку приходилось наращивать.

Прежде, чем приступать непосредственно к плетению, с детьми нужно поговорить о технике безопасности при работе с английскими булавками и ножницами. Чтобы булавки не терялись, в начале и в конце работы их необходимо пересчитать, причем полученное количество должно совпасть. Если по окончанию работы булавок оказалось меньше, чем вначале, необходимо найти потерянные, чтобы на них никто не наткнулся и не поранился, а также проверить, все ли булавки вытащены из поделки. Необходимо обучить детей во время работы с булавками не складывать их на стол или другую поверхность, а втыкать в подушечку, прикрепляя изделие головкой к себе.

После того, как дети научились работать с оборудованием, можно обучать их основам узелкового плетения. Начинать обучение нужно со способов крепления нити и наиболее простых универсальных узлов: плоский и квадратный, переходя постепенно к репсовым узлам: диагональному и горизонтальному. Освоив первые два наиболее простых узла, ребенок сможет сплести брелок, амулет, простое украшение, небольшую салфетку и так далее.

Научившись плести витые цепочки, плоские узла в шахматном порядке, а также репсовые узлы, ребенок может сплести любое изделие по готовой схеме и придумать поделку самостоятельно. Как правило, на занятиях макраме дети осваивают основные техники на примерах таких поделок, как сова, салфетка, украшение на стену, подставка под горячее, а также кашпо на кольцах или без колец.




+15


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив