Изучаем иностранный язык
Я думаю, что стандартным способом, который только и принят всеми преподавателями и группами иностранных языков, в первые годы жизни иностранный язык изучать не нужно. Этот же вывод относится к первым классам начальной школы. В прошлом году я возмутился, когда услышал слова Н.А.Зайцева, что до двенадцати лет иностранный язык лучше не учить, но это чистая правда. Я очень сочувствую преподавателям иностранного языка, которых нужно лишать зарплаты, но трудно себе представить, что они услышат мои резоны. Прежде всего, для чего ребенок учит иностранный язык. Это нужно себе сформулировать. Гоголь писал, что образование в женских пансионах состоит из трех частей: французский, "необходимый для счастия семейственной жизни", фортепьяно и вязание кошельков. Здесь четко сформулирована цель изучения иностранного языка. И эту цель нужно всегда преследовать.
Дети, которые проходят программу РР (раннего развития), имеют колоссальную нагрузку. По моему мнению, их по возможности нужно разгрузить от всего лишнего, оставить им побольше свободных часов для игры и размышления о жизни, и тем более нужно исключить бессмысленные часы напряжения. Чтобы выучить язык за два-три урока в неделю с преподавателем, нужны годы. В каком бы возрасте ребенок ни приехал за границу, он выучит язык намного глубже за недели и месяцы. Бессмысленно учить слова и выражения, потому что, не подкрепленные общением, они в голове ребенка не задерживаются. Диалоги - двадцать-тридцать фраз, простые ответы на вопросы, которым учат в группах английского, абсолютно не приближают к знанию языка во взрослом возрасте.
Можно, конечно, сообщать сослуживцам, что моя четырехлетняя дочь занимается английским, но это единственное, ради чего вы тратите время, деньги и запас прочности ребенка.
Сразу возражения. А если он общается с носителями других языков? Тогда всё наоборот, дайте ему максимальную возможность говорить на родном языке с бабушкой грузинкой или соседом-узбеком. Это открывает новые слои в сознании ребенка, колоссально укрепляет его ум. Преподаватель этого добиться принципиально не может. (Кроме случая круглосуточной гувернантки, когда обязательно нужно вводить второй, третий и т.д языки.) И всё-таки главное - для чего вам нужен язык?? Для будущей поездки в страны капитала эти занятия абсолютно бесполезны. Я провел в странах капитала последние девятнадцать лет, и мой опыт общения с детьми всех возрастов показывает, что из бывшего Союза с нормальным, нужным для этой страны (для Канады, США, Израиля, Германии) языком, практически никогда люди не приезжают, потому что у нас в стране очень мало природных носителей языка, от которых только и можно научиться. Более того, никто из моих преподавателей в свое время даже не видел в своей жизни ни одного такого "носителя". Сейчас ситуация изменилась, но не принципиально.
Вам нужен язык, чтобы ребенок мог смотреть фильмы на английском языке? Но тогда и учите по фильмам. Ни один известный мне учитель так не учит. Возьмите нужный вам фильм и разбирайте его по сценам, сцены заучивайте наизусть, пересматривайте - это отличное, очень полезное занятия. Я ведь не писал, что не нужен английский язык, я только обо всех типах занятий, которые встречал сегодня. А есть ли тип занятий, который может быть полезным в будущем? "Есть ли такая партия"? Есть. Нужно забыть о беседах в классах и группах, все эти "вот из ё нейм" и "ай эм э бой", а только учить наизусть, подробнейшим образом разбирая и сотни раз повторяя, стихи и сказки. Так чтобы это были законченные осмысленные куски художественного текста, который уже не забудется до смерти. На каждый такой кусок нужно тратить много месяцев, но само занятие не должно быть дольше семи-десяти минут в день, при этом преподавателем могут быть сами родители, которые выучат этот кусок вместе с ребенком. Когда это понадобится, тем более в среде, из этих опорных пунктов памяти, иностранный язык взрывным образом сформируется за считанные недели, достаточно только, чтобы в памяти был десяток сказок или стихотворений. Но это экономит громадный кусок бесполезно выброшенного времени, в течение многих лет детства. Более того, вариант, который предлагаю я, позволяет взять два-три, даже и четыре разных языка, тратя на это очень мало времени.
То есть не ждать программы, с которой к вам приходит преподаватель, а обращаться к нему с совершенно чётким заказом.
Имею ли я опыт такого преподавания? Разумеется. И с блестящими результатами. Заученные сказки, подкреплялись просмотром фильмов на английском и язык возникал сам собой, никто не учил на нем разговаривать. Я вёл группу детей из шести человек, которые получали даже денежное вознаграждение за каждую выученную сказку (все-таки это происходило в одной ближневосточной стране капитала), и самые целеустремленные выучили по сорок сказок.
Во время чистовой сдачи сказки для получения зарплаты (размером в полторы порции мороженного) необходимо было сдать еще пять сказок из старых запасов - всё это было делом минут. То есть сказки и фильмы при минимальной затрате детских сил дали абсолютно свободный английский. Сам я знаю язык, но мне приходилось с успехом по этой же методике преподавать языки, которые я знал только на уровне нескольких вызубренных текстов.
А судьи кто? Если ваши знакомые учили язык с преподавателем и пишут вам, что их за границей сразу хорошо понимали, то не относитесь к этому серьёзно. В любой стране вас поймут и безо всякого языка, тем более с десятком слов, которые вы выучите в самолете. Дело только в том, чтобы вы понимали их, а вот этому никакая группа научить вас не сможет (а только нестандартные занятия - радиопередачи, программы новостей, спортивные репортажи, где говорят сверхбыстро).
Урок иностранного языка для многих семей - это большое финансовое напряжение, оно совершенно не оправдано. Лучше учите с ребенком на пару китайский и арабский, они нам еще пригодятся.
Михаил Федотов