Как научить ребенка писать сказки?

Как научить ребенка писать сказки?



Милосердов Максим

Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.

Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.


Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.


Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками.


Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.


Техника создания сюжета для сказки


Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.


ШАГ 1:

Назовите героя


- Радуга! - Сказала Юля.


- Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?


- Солнце!


ШАГ 2:

Опишите героев


Я: - Какая радуга?


Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.


Я: - Хорошо. А Солнце?


Юля: - Теплое, греет.


Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.


Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.


ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.


Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?


Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.


Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.


ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.


- У Радуги появились разноцветные банты!


ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.


Я: - У Радуги не было бантов?


Юля: - Получается, что так.


ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.


Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.


Сюжет готов!


Теперь переходим к технике структурирования сюжета.


Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.


Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?


Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте... Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.


Техника структурирования сюжета


Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.


У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.


ШАГ 1:

Опишите конец истории.


Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.


ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.


Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.


Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?


Юля: - Потому что была шалуньей.


Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?


Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!


Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.


ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).


Я: - И что у нас получается?


Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.


Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?


Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.


ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.


В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.


В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.


ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.


Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?


Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.


Я: - А что сделало Солнце?


Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.


Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.


ШАГ 6

Напишите план истории.


План мы написали подробный.


1. Описание героев

- Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)

- Радуга (какая была)

- Дождик (какой был)


2. Событие 1

- что сделали Радуга и Дождик

- какие лоскутки набрал Дождик

- какие лоскутки набрала Радуга

- что произошло с лоскутками


3. Событие 2

- что обнаружило Солнце

- что сделала Радуга


4. Конец

- что получилось после этого


ШАГ 7:

Напишите историю по плану.


ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?


Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.


Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями...


Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?


Юля: - А! Здесь!


Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?


Юля: - Что они были шалунами.


Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.


В результате Юля написала вот такую сказку.


Солнце, Радуга и Дождик


Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.


Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.


Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.


С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.


ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.


ШАГ 10:

Придумайте название.



Вот, собственно, и все.
+20


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив